
Как свести риск назначения выездной налоговой проверки (ВНП) к минимуму?
Чем руководствуются налоговые органы при назначении ВНП
В настоящее время налоговые органы при планировании ВНП руководствуются, в том числе, «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок», которая утверждена Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в редакции Приказов ФНС России от 14.10.2008, 22.09.2010, 08.04.2011, 10.05.2012).
Обоснованный выбор предприятий для проведения ВНП основывается на анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения ВНП анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора);
- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
В случае выбора компании для проведения ВНП налоговый орган определяет целесообразность проведения ВНП контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого лица.
В соответствии с Концепцией выбор предприятий для проведения ВНП построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план ВНП являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Самостоятельная оценка налогоплательщиком рисков назначения ВНП
В Концепции существует раздел: «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков». На основании этого раздела любой налогоплательщик может самостоятельно оценить риски назначения в отношении него ВНП.
Таким рисками являются :
- налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ
- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН)
- отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Поэтому, уважаемые налогоплательщики, постоянно проводите самостоятельную оценку вышеуказанных рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Не допускайте попадание в них своих показателей, что позволит вам свести риск назначения ВНП к минимуму.
Задавайте вопросы, комментируйте